Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 3
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт

О самобытном поэте

10 февраля 2020 - Сажидин Саидгасанов
Давно хотелось написать о Сажидине, как о самобытном современном поэте, олицетворяющем собой истинное лезгинское народное сознание нынешней эпохи, навеянной отголосками новых технологических мотивов устного фольклорного духа этноса.

О САМОБЫТНОМ ПОЭТЕ

Давно хотелось написать о Сажидине, как о самобытном современном поэте, олицетворяющем собой истинное лезгинское народное сознание нынешней эпохи, навеянной отголосками новых технологических мотивов устного фольклорного духа этноса. В Сажидине, кажется, песенный лезгинский фольклор прорывается через все его искромётные поэтические послания, которых он легко и непринуждённо посылает в наш сумбурный и непредсказуемый мир. В нём хлещет через край бездонная и бесконечная, казалось бы, в своей неисчерпаемости стихия искромётного народного гения поэтической фантазии духа. Фольклорно-песенный, истинно-народный дух поэтического космоса Сулеймана через вдохновенные песнопения Тагира вселился в поэтические миры Шах-Эмира и Шихнесира, Забита и Нямета, Ибрагима и Жамидина, Алирзы и Ханбиче, Фейзудина и Арбена и многих других, словом, во всю лезгинскую лирику второй половины 20 века и до наших дней. Но одно имя на поэтическом Олимпе современного Лезгистана всё же хочется выделить...Пусть строгие литературные критики и исследователи современных тенденций лезгинского литературного процесса и упрекнут меня в некоторых пристрастиях. Сажидин - это не Саид и Эмин наших дней, не последователь их лирических миров, а скорее - Сулейман и Тагир нашего времени. И если слово Эмина и Саида взывает к нашему гражданскому и личностному миру, то в Сулеймане и Тагире, в их лирическом мире, много одухотворения и утверждения жизненных реалий эпохи и человеческих надежд, утверждений ценностей бытия и времени. В поэтическом мире Сажидина удивительным образом соседствуют и уживаются попытки утверждения и следования высоким классическим канонам с фольклорным народно-поэтическим и песенными ритмами современных мотивов. Порой трудно определить грань между строгим поэтическим слогом и буйной, вулканизирующей фантазией поэта, охваченного, казалось бы , неуправляемыми и бесконечными ритмами посвящений и экспромтов. Думаешь, не девальвация ли это поэтического вдохновения страстной души поэта? А ведь это во все времена существовало в нашей жизни. Сколько безвестных и вдохновенных певцов и сказителей прошлись по истории, разбрасывая и не ухаживая за своими творческими порывами? Сажидин в лезгинском культурном пространстве 21 века - уникальное явление. Есть люди, эстетические принципы и дарования которых складываются ещё в ранней юности. И есть , видимо, такие люди, которые олицетворяют собой нажитый всей жизненной практикой и опытом культурный потенциал эпохи. Я всегда пытался для себя ответить на вопрос: это дар какой-то свыше или это проявление избытка того народного духа песенно-поэтического феномена лезгин, что так удивительно и непредсказуемо может быть сконцентрировано в одном человеке? И, наверное, однозначно тут не ответишь. Потому как жизнь реальная обычно выше и таинственнее всех теоретических построений. В Сажидине природа причудливо соединила дар ашуга-сказителя и поэта-песенника с талантом мастера- импровизатора и человека со своеобразным художественным вкусом. Сажидин отражает в своих поэтических опытах тоску и тягу лезгинской души к извечной устремлённости к высоким идеалам предков. Он олицетворяет собой фольклорно-песенную и поэтическую стихию лезгинского народного духа. "Неугомонный Сажидин", как метко окрестил его Арбен Кардаш, в одночасье приобрел всенародную славу после шуточной песни "Почему ты пришёл не вчера?", написанной на его слова. В Сажидине лезгинский песенный фольклор прорывается через все его поэтические послания, которых он легко и непринуждённо выливает в наш безалаберный мир, как из рога изобилия...

Фахреддин Оруджев
9 января в 19:39 ·

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!